Трудности профессии копирайтера

Фриланс — широкое понятие, которое включает в себя практически неограниченный диапазон работ, которые только может выполнить один человек для другого. Копирайтинг — наиболее популярная ниша фриланса и, соответственно, наименее доброжелательно встречает новичков…

Любой человек, так или иначе, умеет писать.

Кто-то — лучше, кто-то — хуже и, несомненно, многие умы будоражила мысль зарабатывать при помощи своих навыков, полученных еще в школьные годы.

Человеку свойственно желать свободы. В том числе — материальной. Казалось бы, что может быть проще: работай, когда хочешь, сколько хочешь или можешь, а заработок при этом зависит только от старания и имеющихся навыков. Свобода и творчество, развитие личности и материальный достаток.

Но существует и обратная сторона медали, на которой находятся такие болезненные для любого фрилансера явления, как отсутствие заказов, недобросовестные конкуренты и заказчики и многое другое. В силу своей популярности, наиболее яркой иллюстрацией этой обратной стороны является ситуация в среде копирайтеров, то есть создателей текстов.

Вполне предсказуемо то, что среди копирайтеров конкуренция не просто высока, а по-настоящему огромна. Причем, хоть это может и показаться парадоксальным, наибольшее число потенциальных коллег-соперников находится в самом низком ценовом сегменте. Обоснование этому простое: далеко не все могут подняться выше, поэтому им и в своем «болоте» неплохо.

По мере роста стоимости доходов, количество конкурентов постепенно уменьшается, вплоть до самой «верхушки» — элиты авторов, которые получают за один свой текст столько, сколько писака низшего сегмента не заработает и за месяц. Но уменьшение количества соперников не означает исчезновение конкуренции, она просто переходит на качественно новый уровень, так сказать, более тонкий и изящный.

Итак, давайте проследим за нелегким путем становления начинающего копирайтера.

Он, прочитав пару-тройку статей на тему фриланса, решает заняться созданием текстов и, вполне ожидаемо, регистрируется на одной из популярных и общедоступных бирж контента. И что же он видит?

А ничего хорошего. Копеечные заказы, огромные полчища конкурентов, жаждущих эти копейки и готовых пойти на все, чтобы их получить. Причем в ход идет все, вплоть до публичных оскорблений в сообщениях на форуме или в блоге, а то и в текстах заявок. Демпинг, правда, здесь наблюдается достаточно редко, так как даже новичок-копирайтер со временем начинает понимать, что работать за цену ниже минимальной равносильно потере самоуважения.

И тут вероятны три варианта развития событий:

Рано или поздно копирайтер делает усилие над собой и переходит в среднюю ценовую категорию;

Вообще бросает фриланс и к нему больше не возвращается (исключения, впрочем, бывают);

Становится «куликом на своем болоте» и пополняет армию копеечных живоглотов.

Итог вариантов 2 и 3 вполне понятен: ни о какой свободе, развитии личности и творчестве в рамках копирайтинга речи быть просто не может. При этом наиболее неприятен именно третий вариант развития событий, так как, чтобы иметь хоть какую-то копейку, приходится «по умолчанию» воспринимать конкурентов, как кровных врагов и получает в ответ точно такое же отношение. Кроме того, возможное осознание собственной бесталанности и невозможности продвинуться выше по ценовым ступенькам, может озлобить человека до такой степени, что он запросто начнет унижать своих более талантливых или удачливых коллег.

Но наш герой сумел вырваться из замкнутого круга низких цен и с удовольствием наблюдает заказы, стоимость которых более приятна для его кошелька. Но, кроме этого, он также видит, что число его конкурентов если и уменьшилось, то ненамного. Так что противостояние продолжается, хоть и не в такой грубой форме. И наиболее распространенным явлением в этом сегменте является демпинг.

Например, заказчик в задании указывает, что ему нужна пачка из 10 статей определенного объема к конкретной дате, а в комментарии просит авторов указать стоимость, за которую они готовы эту работу выполнить. И, если заявки на этот заказ доступны для просмотра копирайтеров, начинаются пляски вокруг да около, вследствие которых заказчик может получить желаемое за смешные деньги (на уровне стоимости низшего сегмента). Но и качество может оказаться соответствующим.

Также существует демпинг по времени, когда, при равной стоимости, один автор намеренно указывает меньшее время выполнения заказа, чем его ранее подавший заявку конкурент. Зачастую это сопровождается и ценовым демпингом Правда, далеко не каждый человек может позволить себе по 12 часов в сутки заниматься текстами, да и скорость работы у фрилансеров разная, поэтому подобный вид демпинга в чистом виде достаточно редок.

Также не исключено обращение в личную почту к заказчикам с целью перехвата заказа до того, как он будет отдан кому-то другому. При наличии дара убеждения подобный метод дает результаты, однако вряд ли его можно считать честным.

Вполне понятно, что желание получить заказ порой сильнее возможной профессиональной гордости. К тому же, именно на этом этапе большинство авторов обзаводятся постоянными заказчиками, которые и составляют предмет зависти и нелюбви менее талантливых коллег. Постоянные заказчики, даже если стоимость их заказов чуточку ниже, чем у общедоступных заказов на бирже — более стабильный источник дохода, за, который копирайтеру не придется конкурировать с другими. А все потому, что эта работа — именно для него, единственного, неповторимого и, следовательно, избранного.

Высший ценовой сегмент

Здесь меньше людей и «вкуснее» заказы. Здесь авторы уже «обросли» порядочным количеством постоянных работодателей и обладают определенным именем.

Поэтому и конкуренция становится более тонкой и состоит, в основном, в умелом перехвате временных заказчиков и превращении их в постоянных.

Демпинг если и проявляется, то не так явно, ведь копирайтеры уже почувствовали вкус настоящих денег и просто так их терять не желают. Да и слишком явное снижение цены на виду у всех может сослужить плохую службу профессиональной репутации, однако никто не запрещает посулить заказчику скидку, написав письмо в личную почту.

Кроме того, в ход идут интриги. Порой формируются целые коалиции вокруг харизматичных и опытных (в копирайтинге или интригах) лидеров, после чего ведутся словесные баталии на форумах и в блогах. Разыскиваются малейшие опечатки и стилистические огрехи, после чего автор текста общими усилиями разносится в пух и прах. Большинство относится к этому спокойно. Но некоторым это портит нервы и понижает самооценку, из-за чего они менее свободно общаются с заказчиками, которые, зачастую, становятся свидетелями подобных «разборов полетов».

Кто-то, пробежав глазами написанное выше, придет к выводу, что копирайтинг — это дикие джунгли, где в любой момент может напасть дикарь-соперник. Коллега. Враг. Вполне возможно, ведь дорога в Эдем тяжела и терниста.

Однако, есть группа копирайтеров, которые стоят выше всего этого. Им, как правило, просто нечего делить в понятии представителей более низкооплачиваемых сегментов. Их имя известно на просторах Сети и заказчики сами ищут контакта с ними, а после — становятся в очередь, в ожидании выполнения заказа. Таких авторов — единицы. И им просто нет смысла конкурировать нечестно, ведь честное имя — дороже. Иногда они даже кооперируются или перенаправляют заказчика друг к другу, если не справляются с объемами. Это — высшая ступень «эволюции» копирайтера, к которой, осознанно или инстинктивно, стремятся все, кому удалось вырваться из нижней ценовой категории.

Конечно, некоторые интриги и конфликты личного характера не исключены и здесь. Но в этой когорте каждый знает себе цену. Они пережили все ловушки нечестной конкуренции и, поднявшись на новый уровень, стали истинным воплощением мечты любого фрилансера. Мечты о творчестве, развитии и материальном достатке.

Будьте чуть добрее друг к другу и, вполне возможно, путь к мечте окажется намного короче, чем вы ожидали.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *