Как составить семейный бюджет?

Многим знакома ситуация, когда не хватает средств на необходимые нужды. Но, не многие задумываются о том, как составить семейный бюджет, что бы эта ситуация не повторялась. Чтобы выбраться из долговой ямы – это взять ситуацию под контроль. А что это значит? Это значит, что Вы должны четко представлять себе всю финансовую картину: какие у Вашей семьи доходы, какие расходы, какова ежемесячная разница между ними. Только так Вы можете увидеть, что Ваша семья еле сводит концы с концами или сможете понять, насколько ежемесячно Вы погружаетесь или выбираетесь из долговой ямы. Таким образом, в результате того, что Вы составите семейный бюджет у Вас появятся возможности к существенному сокращению семейных расходов. В противном случае промахи в этой области будут стоить Вам дорого. А потому основные усилия, прежде всего, должны быть направлены именно на то, чтобы составить семейный бюджет.

Как составить семейный бюджет?

Подойти к составлению семейного бюджета можно по-разному. Можно вести учет в тетради, можно в Excel, можно с помощью специализированной компьютерной программы. Существуют разные компьютерные программы, которые при надлежащем ведении расходов смогут дать Вам обширную статистику о том, на что Вы тратите, вплоть до сорта молока, наиболее употребляемого в Вашей семье.

Конечно, это любопытно, но в нашем случае «не до жиру» и нам не нужно знать все в деталях. Нам требуется быстрое установление контроля над бюджетом. Например, нам достаточно общего представления, что мы тратим определенную сумму на еду, проезд, одежду, лекарства и т. д. Поэтому вполне сгодится тетрадь в клеточку на 48 (или 96) листов или Excel – кому как удобнее. Вот диаграмма основных расходов среднестатистической семьи:

Но для тех, кто не составлял семейный бюджет, начало этого пути – дело не легкое. Это требует внутренней психологической перестройки, новых привычек и т.д. Как результат, многие бросают это дело достаточно быстро. В сложной финансовой ситуации мы просто обязаны подумать о том, как составить семейный бюджет. Но важно и то, что в кризисном положении столь подробная информация и не нужна. Просто потому, что затрачивая одинаковые психологические усилия на сокращение всех статей расходов, мы будем получать разную отдачу. Иначе говоря, где-то мы сократим много, а где-то «копейки».

В сложной финансовой ситуации заниматься экономией на копейках не только неразумно, но и опасно. Ведь наша задача – быстро исправить финансовое положение, а значит, наши усилия должны применяться эффективно.

В связи с этим мы воспользуемся принципом Парето или как его еще называют правилом 20 к 80. В данном случае закон Парето означает, что лишь 20% статей расходов дают 80% всех расходов. Само соотношение 20 к 80 не точное, а приблизительное. То есть у кого-то это будет 10 к 90, у кого-то 30 к 70. Но суть от этого не меняется. Соответственно, наша первая задача просто определить эти самые «20%». Их мы и будем сокращать, потому что это даст максимальную экономию бюджета, а значит, напрямую решает наши финансовые проблемы.

В связи с этим достаточно представить все расходы в виде основных статей:

Продукты.

Обязательные выплаты.
В эту статью входят обязательные, то есть минимальные, платежи по кредитам; оплата ЖКХ, телефонов и т.д. – то есть всех тех выплат, которые Вы обязаны сделать независимо от Вашего финансового положения

Проезд.

Прочее.

На первый взгляд, очень странное и не информативное строение бюджета. В его основе две причины из практики. Первая — психологическая: большая часть людей, начинающая вести бюджет «правильно», очень быстро бросает это занятие. Вторая причина — экономическая. В сложной финансовой ситуации семьи, как правило, концентрируются на основных обязательных темах: обязательные выплаты и продукты. Такие темы как медицина, одежда и т. д. идут по строжайшему минимуму и остаточному принципу. А остатка в подобной ситуации в большинстве случаев просто нет.

Приведу пример, каким может быть результат по расходам у семьи, находящейся в сложной финансовой ситуации:

Продукты – 20 — 25% от общих расходов семьи.

Обязательные выплаты – 50% от общих расходов семьи.

Проезд – 2-5%. (Многие в такой ситуации пересаживаются с машины на общественный транспорт, отсюда и резкое сокращение расходов на проезд. Разумеется, в случае эксплуатации автомобиля расходы на проезд получаются выше).

Прочее – 10-15%. (У обычной семьи «Прочее» — достаточно опасная статья, в случае отсутствия более расширенного контроля над другими существенными статьями семейного бюджета. К примеру, ее доля может составлять 30% бюджета. Однако в сложной финансовой ситуации, как показывает практика, вынужденный образ жизни «автоматически» сокращает «Прочее» до адекватного результата и поэтому данная статья фактически не нуждается в дополнительном контроле и сокращении, по крайней мере, с точки зрения принципа Парето. Именно по этой причине такие статьи расходов как одежда, медицина, развлечения и т. д. в сложной финансовой ситуации можно относить в раздел «Прочее». Конечно же это делать разумно в том случае, когда затраты по этим статьям расходов действительно небольшие. Если же в Вашем случае это не так, разумеется, будет разумно вести более подробный учет изначально).

В данном примере, очевидным становится, что нет никакого смысла бросать свои ограниченные усилия в сокращении расходов на такие статьи как «Проезд» и «Прочее», а нужно работать с первыми двумя статьями бюджета.

Конечно же, у каждой семьи будет своя индивидуальная финансовая картина. У кого-то существует дополнительная статья «аренда квартиры» (или иная), которую конечно же нужно вести отдельно (благо это не сложно) и которая составит серьезную долю в общей сумме расходов. У кого-то существуют расходы на кредит или ипотеку. Но как правило, учитывая долговую яму, данные две статьи («Продукты» и «Обязательные выплаты») действительно составляют основную часть всех расходов, а потому усилия по их сокращению дадут максимальный эффект для исправления ситуации.

Разумеется, семейный бюджет будет не полным без представления о Ваших доходах. Здесь все проще, поскольку количество статей бюджета в этом случае четко ограничено. Для этого также фиксируете основные источники Ваших доходов за месяц. Как правило, это:

зарплаты супругов;

подработка;

пособия на детей;

пассивный доход, (например от аренды квартиры) и т. д.

Также подсчитываете сумму всех Ваших доходов за месяц.

После этого Вам остается определить разницу и понять, таким образом, насколько шатко финансовое положение Вашей семьи. Разумеется, мы вычитаем из итоговой суммы доходов за месяц итоговую сумму расходов за месяц.

Если разница получилась отрицательная, значит Ваша семья ежемесячно увеличивает свою долговую зависимость, ежемесячно уменьшая свои шансы на то, чтобы выбраться из долговой ямы. Вы сразу же увидите, насколько Вам необходимо сократить расходы, чтобы срочно остановить данный процесс. И так у Вас появляется четкая финансовая цель: сократить расходы на определенную сумму для стабилизации финансового положения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *